Дунайская волна
Главная : Литература : История Статьи : Библиотека
 

ОБ ОПАСНОСТИ ПОЯВЛЕНИЯ НОВОЙ «РАЗНОВИДНОСТИ» ЧЕЛОВЕКА

Выдержки из доклада директора Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Ковальчука М.В. на 378 заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 30 сентября 2015 года.

...Человечество после Второй мировой войны запустило новую экономическую систему -- «расширенное воспроизводство»: потребляй, выбрасывай, покупай новое.

…Борьба за истощающиеся ресурсы стала доминантой мировой политики. Военная колонизация заменилась технологическим порабощением.

Смотрите, мы все пользуемся компьютерами. И никто не задумался, что, вообще, компьютер и вычислительная математика возникли только потому, что надо было обсчитывать теплофизические характеристики нейтронных реакторов и траекторию выхода в космос. А суперкомпьютеры сегодня, которые составляют основу наших разработок, возникли в ответ на запрет испытания ядерного оружия. Мы с американцами договорились. Мы перестали взрывать атомные боезаряды в Семипалатинске, они – в Неваде. Но это испытание переместилось в суперкомпьютер. Ну а дальше – ядерная медицина, изотопы, ускорители, нейтронные реакторы. Вся исследовательская мировая база выросла из атомного проекта, породив высокотехнологичную экономику. Мы сегодня единственная страна, которая имеет полный атомный цикл.

…И вот сегодня мы с вами столкнулись с кризисом нехватки природных ресурсов. Выхода из него два: двигаться, как есть, через череду кровавых войн за передел и доступ к ресурсам. Либо – создать принципиально новую технологическую базу природоподобных технологий.

Я хочу обратить ваше внимание: высшее достижение, природное, – это наш с вами мозг человеческий. При этом наш мозг потребляет в среднем 10 ватт, в пиковые минуты – 30 ватт. Это как лампочка… А суперкомпьютер, который мы, например, сделали в нашем институте -- потребляет десятки мегаватт. Но мощность всех компьютеров мира только в прошлом году сравнялась с мощностью мозга одного человека. Вот это и есть доказательство неправильности наших технологических движений.

Естественный ход развития современной науки -- это перенос акцентов на "живое". Если какое-то количество лет назад 90 процентов публикаций было посвящено полупроводникам, то сегодня львиная доля научных публикаций посвящена науке о "живом" – биоорганике. Это первое.

Второе. В науке связки появились. Они появлялись давно, а сейчас их стало огромное количество – биофизика, геофизика, биохимия, даже нейроэкономика и нейрофизиология. Такие вот переходы, науки-связки. И, что ещё важно – уже появились новые аддитивные технологии. Создаются детали природным путем: выращиваются, например, детали человеческого организма. Это начинается от 3D-принтинга… И сегодня вы можете создавать детали любого назначения, не отрезая лишнее, а наращивая. Расходование природных ресурсов при таком способе производства резко сокращается.

Но надо обратить внимание на угрозы, глобальные вызовы, которые таят в себе природоподобные технологии. Возникает возможность целенаправленного вмешательства в жизнедеятельность человека, даже в процесс эволюции.

Простой пример. Вот мы создаём, допустим, искусственную клетку. Эта искусственная клетка, с одной стороны, медицински важна. Она может быть диагностом, она может быть целевым доставщиком лекарств. Но, с другой стороны, она может быть и вредоносной… И тогда клетка, которая имеет генетический код и саморазвивается, может стать оружием массового поражения. При том ещё -- ориентированным на конкретный этнос. Это может быть безопасно для одного этноса и вредоносно, смертельно для другого.

Современные исследования в области психофизиологии человека... С одной стороны, это важно для медицины: биопротезы вы можете делать, вы можете для парализованных людей создавать систему управления глазами и так далее. Но, с другой стороны, вы можете создавать ложную картину действительности внутри человека, делая его как бы солдатом, оператором. И мы с вами видим, что происходит на уровне массового сознания, скажем, с помощью Интернета.

Хотелось бы подчеркнуть следующее. Когда я говорил об атомной энергетике -- мы сегодня всё это контролируем. А здесь, в природоподобии, размыты границы между гражданским и военным применением, а как следствие – полная неэффективность существующих методов контроля.

Вторая опасность – доступность и относительная дешевизна, возможность создания средств поражения даже в кустарных условиях. Вот представьте себе, атомную бомбу создали уже 60–70 лет назад. Но никто с тех пор атомного оружия не сделал. Всем, у кого оно есть, его дали либо американцы, либо Советский Союз.  Для этого надо обладать колоссальной наукой, глубинными традициями, экономической мощью. Это не под силу ни одному государству.

А вот работы, ведущиеся, к примеру, американским агентством DARPA, в области по управлению сознанием, в области этногенетических систем... Возникает опасность одностороннего владения этими технологиями и их использования.

В нашей стране за последние годы создана принципиально новая исследовательская база, сетевая структура, и мы подошли к этапу, который должен привести к созданию принципиально нового технологического базиса экономики на базе продукции нанобиотехнологий и природоподобия.

У нас создан не имеющий мировых аналогов Центр конвергентных наук и технологий на базе мегаустановок, единственного на постсоветском пространстве источника синхротронного излучения, нейтронного исследовательского реактора и мощнейшего комплекса, суперкомпьютера, биогенетических технологий, нейрокогнитивных исследований и так далее. Средний возраст работающих там сотен людей – 35 лет. Создана система подготовки кадров.

Мы всё время слышим крики о создании абсолютно прозрачной научно-образовательной сферы и неограниченной мобильности человеческих ресурсов. Это означает, что вся информация о результатах, исполнителях, кадровом резерве, созданных и подготовленных за счёт национальных бюджетов различных государств, находится в открытом доступе и легко поддается мониторингу, а значит, и управлению. Это даёт возможность Соединенным Штатам за счёт ресурсов внешнего мира привлекать наиболее способные молодые кадры к себе.

Другие страны лишаются способности работать на стратегических направлениях. Мы, к примеру, решаем тактические проблемы, как во время войны: мы можем делать танки, пушки, выиграть войну, но проиграть будущее. Научная сфера Советского Союза распалась на кластеры... Система оценки научной деятельности в стране ведёт к уничтожению национальной научной периодики и так далее. Фактически мы присутствуем при попытке сформировать систему, в которой научно-технические глобальные цели понятны только Соединенным Штатам, и ими формулируются, а Россия должна стать поставщиком интеллектуальных ресурсов, исполнителем тактических задач. Этого, к счастью, не случилось, но тем не менее мы в зоне этой опасности ещё находимся.

Пример приведу, как американцы участвуют в международных проектах… Ни в одном проекте не состоят  финансово, организационно:  ни в ЦЕРНе, ни в рентгеновском лазере… Но их представители сидят во всех управляющих комитетах, причём не только они, а с американскими паспортами поляки, словаки. Они, во-первых, проводят мониторинг, во-вторых, пытаются протянуть те решения, которые важны им... а затем в полной мере пользуются этими результатами. Как создавался европейский нейтронный источник? Создали бригады людей, «дорожную карту"… Американцы говорят: "Хороший материал, но надо ещё доработать". Создаются новые группы, списки людей,.. А после этого американцы выделяют из бюджета 1,5 млрд. долларов в свою национальную лабораторию, забирают весь этот материал и этих людей из Европы и строят этот ускоритель. В Европе до сих пор не начаты работы (10 лет прошло), а в Америке он уже четыре года работает.

Мы, Россия, сегодня участвуем на ключевых ролях материально, интеллектуально в крупнейших проектах. Мы два с лишним миллиарда долларов вносим в европейские проекты – ITER, CERN, лазер на свободных электронах и тяжелоионный ускоритель. И я должен сказать, что сегодня мы вернулись к созданию мегапроектов на территории Российской Федерации, -- у нас реактор ПИК, который, войдя в строй, станет крупнейшей в мире установкой. Затем у нас создаётся российско-итальянский проект "Игнитор", новый токамак, третье – ускоритель в Дубне, четвёртое – синхротрон. Значит, у нас есть проекты на нашей территории.

Я бы хотел несколько футуристических картинок нарисовать. Сегодня возникла технологическая возможность в процессе эволюции человека создать принципиально новый подвид homo sapiens «служебного» человека. С ограниченным самосознанием, размножением которого -- управляют. И питающийся дешёвым кормом (генно-модифицированными продуктами).

Смотрите, что происходит сегодня? Происходит слом системы базовых моральных принципов, свобода личности -- абсолютизируется: личность выше государства, дети выше родителей и так далее. Расшатываются основы суверенного государства, являющегося инструментом защиты общества и соблюдения баланса между правами и свободами человека. Мы видим управляемые толпы людей, которые борются друг с другом... Происходит замена сообщества защищённых государством людей совокупностью управляемых индивидуумов. Сокращается рождаемость путём внедрения в массовое сознание представлений, противоречащих естественным. И это базируется на технологической базе создания "служебного" человека…

http://council.gov.ru/activity/meetings/57356/transcript/ 

Примечание: Выдержки из представленного доклада подаются в вольном изложении и с некоторыми изменениями стилистического характера.

---------- 

Уважаемые читатели, сообщайте друзьям своим, размещайте ссылки на наше независимое издание в социальных сетях, на других интернет-ресурсах, -- вместе мы -- сила! 

Новые музыкальные ролики, не вошедшие в раздел «Музыкальная шкатулка», вы можете отыскать на канале Youtube.com – «Дунайская волна» dunvolna.org

https://www.youtube.com/channel/UCvVnq57yoAzFACIA1X3a-2g/videos?shelf_id=0&view=0&sort=dd

2017 год

Музыкальная шкатулка

Библиотека Статьи : История Литература : Главная :
Информационно-культурное электронное издание "Дунайская волна"© 2015  
Эл. почта: dunvolna@mail.ru