Дунайская волна
Главная : Литература : История Статьи : Библиотека
 

О САМОМ ГЛУБОКОМ ОТВЕРСТИИ В ЗЕМЛЕ, ОБ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ И ЧЕРТОВЩИНЕ…

Пройдя 14 километров, бур запнулся и рухнул в раскалённое нечто. Озадаченные геологи решили проверить аномалию и спустили в недра микрофон. Прежде чем расплавиться от тысячеградусного жара, тот передал на поверхность жуткие вопли. Примерно такие байки рассказывают о самой глубокой скважине мира. Но что там на самом деле?

Кольский полуостров — сокровищница полезных ископаемых. Древнейшие породы Земли выходят здесь практически на поверхность, образуя Балтийский щит с россыпью сотен минералов. Железо, никель, титан, уран, ювелирные камни и редкоземельные металлы…

В 1970 году советские геологи запланировали скважину невиданной доселе глубины –15 километров. Буровые работы велись долго – до начала 90-х годов и остановились на отметке: 12 километров 262 метра. Больших глубин человечество так и не достигло.

И даже достигнутые глубины изменили представления человечества о земных недрах. Оказалось, «слоёный пирог», который до сих пор рисуют в учебниках как срез земной коры, не имеет отношения к реальности. На границу между гранитами и базальтами советские геологи так и не вышли, зато обнаружили неравномерности иного толка. Заодно исправили тепловую карту недр: считалось, что температура растёт по 10 градусов на километр бурения, однако на отметке в 12 км зафиксировали 220 градусов. Оказалось, что вся земная кора, толщина которой более 40 километров, насыщена полезными ископаемыми.

Хотя сама скважина для добычи ископаемых не годилась. Она вскрыла три небольших рудопроявления: в интервале глубин 1500-1800 м — зону сульфидного медно-никелевого оруденения, на глубинах 7635 и 8711 м — маломощные прослои железистых кварцитов и железо-титанового оруденения соответственно. Наконец, на глубинах 9500-10600 м выявлено несколько интервалов золото-серебряного оруденения.

Скважина оказалась подходящим инструментом для прогноза землетрясений, и доказательством родства Земли с Луной, что сегодня находит всё больше подтверждений. Проект неслучайно сравнивают с космическим, поскольку финансов на Кольскую ушло немало. Возвели здание буровой, собственный завод для сборки оборудования, 16 огромных лабораторий для изучения образцов. Отбор сотрудников тоже напоминал конкурс на космонавта, только вместо полёта их ждали два десятилетия упорного труда.

Для сравнения, американскую скважину Берта Роджерс глубиной 9,5 км проделали всего за 512 дней. Но из неё не вынимали керн — образцы пород. Из цилиндриков Кольской сверхглубокой можно составить «колбасу» длиной свыше 5 километров, где записаны миллиарды лет биографии нашей планеты.

Понятно, что при таком размахе были не только успехи, но и проблемы. Если до отметки в 7 км всё шло более-менее гладко, то затем древние породы показали характер. Вгрызаясь в слоистые структуры, бур часто отклонялся от вертикального курса, намертво застревая в глубине.

Самая серьёзная авария произошла в 1984 году. На глубине в 12 066 метров механизм заклинило. Люди начали тащить колонну обратно, но оказалось, что её часть вместе с буром оторвало от основной конструкции. Инженеры впустую потратили полгода, чтобы извлечь потерянное из-под земли. Как написал об этом происшествии геолог Алексей Осадчий, «жаль было не труб, а результатов пяти лет труда». С тех пор аварии участились, оборачиваясь для сотрудников сплошным проклятием. Казалось, злой дух не пускает человека дальше, внутрь Земли.

Поползли слухи о вмешательстве потусторонних сил. Пресса вбросила утку о творящейся на глубине чертовщине… Подключился один из шведских писателей… Взбудоражились некоторые религиозные общины в капиталистических странах: дескать, сквозь этот колодец демоны лезут! Мол, учёные не ожидали прироста температуры по 20 градусов на километр? Тогда пусть пекло там будет! Поглядите-ка на этих безбожников-коммунистов — уже до чертей добрались!

Масла в огонь подлил норвежский учитель Аге Рендален, написавший проникновенное письмо о демонах и вере и следом заявил, что советские атеисты нарочно скрывают правду. Иначе весь мир узнает о месте, где люди посмертно страдают за грехи. Для убедительности норвежец запустил байку о твари вроде летучей мыши, якобы вырвавшейся через адский колодец наружу.

Академик РАЕН Николай Евгеньевич Козлов высказал мнение о потенциале Кольской сверхглубокой в наши дни:

«…если бы её вдруг восстановили и продолжили бурение, наверное, были бы получены новые, не менее интересные материалы. Но, к сожалению, это невозможно… Разрушено всё, что только можно было разрушить…»

По материалам, полученным благодаря Кольской сверхглубокой скважине, до сих пор защищают диссертации. Она не была первым сооружением такого рода и не будет последним, но глубина и место делают её уникальной.

Данный материал составлен на основе статьи Александра Бурсова «Тайна советской дыры: что скрывала Кольская скважина?»

 

Касаясь темы изучения «подземного мира», нелишне вспомнить и про глубочайшие разломы в земной коре -- впадины на дне океанов, где царят непроглядная тьма и высочайшее давление.

Марианская впадина. Глубина её около 11 километров. Жёлоб протянулся на расстояние 1500 километров, имея V-образный профиль и плоское дно шириной 1—5 километра, разделённое порогами. На дне жёлоба исследователи неожиданно встретили плоских рыб размером до 30 сантиметров, похожих на камбалу. Во взятых зондом пробах ила были найдены живые организмы – фораминиферы со скелетом в виде ракушки размером в пределах 1 миллиметра.

Японский жёлоб. Максимальная глубина около 10 км 540 м, длина – около 1000 км, ширина -- около 60 км (на глубине около 7 км) В 2008 году японо-британская экспедиция сумела заснять на глубине 7 км 700 м морских слизней.  

Жёлоб Идзу-Бонина. Максимальная глубина по некоторым сведениям – 9 км 810 м Этот жёлоб обнаружили в конце 19-го века, незадолго до принятия решения о прокладке телефонного кабеля по океанскому дну. В этом районе океана существует целая цепь глубоководных впадин.

Курило-Камчатский жёлоб. Как и все вышеназванные -- находится в Тихом океане, в Северном полушарии. Максимальная глубина -- 9 км 783 м. Этот жёлоб достаточно узкий и протянулся на 2170 километров по океанскому дну. На склонах его расположены уступы, террасы, каньоны и долины, вплоть до максимальной глубины.

Жёлоб Тонга. Южное полушарие Тихого океана. Это самая глубокая впадина в Южном полушарии, максимально известная глубина – 10 км 880 м. Протяжённость жёлоба -- 680 км. Он соединяется с жёлобом Кермадек протяжённостью 1200 км. На отдельных участках Кермадека обитает рыба-жемчужница, а на самом дне впадины -- молочно-белые рачки длиною около 2 см. Но некоторые достигали 34 сантиметра в длину. Где-то в середине жёлоба Тонга затонула посадочная ступень «Apollo-13» по возвращении лунного модуля на Землю.

Жёлоб Пуэрто-Рико расположен на границе Атлантического океана и Карибского моря, в зоне высокой сейсмической активности. Максимальная глубина впадины – 8 км 385 м. Как полагают некоторые учёные, в этом районе Североамериканская тектоническая плита опускается постепенно и глубина жёлоба -- увеличивается. Здесь обнаружен действующий грязевой вулкан.

Для сравнения: самая высокая гора на Земле – Джомолунгма в Гималаях. Высота её -- 8 км 848 м. А самое высокое строение – Бурдж-Халиф в Объединённых Арабских Эмиратах. Высота этого 163-этажного здания -- 828 метров.

Cеквойя -- самый высокий вид деревьев. С такими деревьями могли бы посоревноваться представители вида «пихта миловидная» и эвкалипты, но самые большие из них давно уже повалены лесорубами. В настоящее время секвойя из Калифорнии (США), носящая имя Гиперион – самая высокая на Земле. Её высота 115, 6 м, диаметр – более 4-х метров, возраст оценивается в 600 -- 800 лет. По объему, массе и возрасту Гиперион уступает секвойе под названием Генерал Шерман высотою 83,8 м, массой 1900 т. Возраст этого дерева по разным оценкам: 2300 -- 2700 лет.

Из одиночных деревьев самое старое на Земле произрастает опять-таки в Калифорнии. Это остистая межгорная сосна. Принято считать, что принялась расти она в 3050 году до нашей эры, соответственно возраст её -- 5069 лет.

Интересная история у дуба Вардана Мамиконяна. Посажен дуб -- главнокомандующим армянской армии Варданом Мамиконяном перед Аварайрской битвой в 451 году. В 1975 году дерево рухнуло в результате удара молнии. На тот момент ему было более полутора тысяч лет.

Самое толстое дерево на Земле растёт в Мексике. Высота его 40 метров, вес – 636 тонн, диаметр ствола – 14, а окружность – 40 метров.  

Об изобретательстве накануне возникновения пароходов

Водоходное судно -- судно, использовавшее для движения против течения реки силу речного потока. Поперёк судна делался вал, на его краях -- гребные лопастные колёса. Река вращала колёса и на вал наматывался канат, соединенный с завезённым вперёд якорем. Мало-помалу судно подтягивалось к якорю. Якоря завозили лодками, шлюпками.

В ноябре 1782 года на Неве, напротив Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, проведены ходовые испытания первого в России водоходного судна. Собралось много народу, присутствовала императрица Екатерины II. Судно прошло против течения и ветра с грузом 65 т. Создатель судна – механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735 – 1818).

В.И.Татаренков. История судовых средств движения. – СПб.: «Галея Принт», 2006.

2. Л.Б.Жданов. Полная энциклопедия кораблей и судов. Справочное издание. – М.: Моркнига, 2009.

3. В.С. Виргинский. Творцы новой техники в крепостной России.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962. 

Помимо водоходных судов в XVIII веке в России применялись так называемые «машинные» суда, где ворот, подтягивающий судно к завезённому вперёд якорю, вращался людьми или быками. Первое машинное судно построено было в Нижнем Новгороде в 1753 году -- перевозило соль по Волге. Якорные канаты обычно имели длину в 400—600 саженей (800—1200 метров). С целью обеспечения равномерного хода часто использовали два -- три якоря: пока судно подтягивалось к одному якорю, другой успевали отвозить дальше. Эти суда прослужили до семидесятых годов XVIII века.

Широко использовались и суда, приводимые в движение лошадьми (коноводная машина, коноводка). С 1811 году на таких судах стал применяться специальный ворот – кабестан.

В 1816 году коноводку усовершенствовали. Лошади на таком судне не шпиль вращали, ходя кругами, а оставались на месте, ходя по вращающемуся диску-платформе. При таком способе движения лошади утомлялись меньше. В 1816 году количество коноводных судов на Волге и Каме составляло 36, в 1846 году их было двести.

В Сибири два коноводных судна использовались на Оби и Иртыше. Они использовались до 1854-55 года.

Для увеличения количества перевозимого груза к коноводному судну цепляли два, реже -- три несамоходных подчалка. Самый крупный подчалок брал на борт около тысячи тонн груза; общий вес груза, перевозимого коноводным караваном мог достигать 4900 тонн и больше. Команда одного подчалка состояла из двадцати -- тридцати рабочих.

Лошадей на коноводном судне имелось примерно от семидесяти до ста, экипаж состоял примерно из семидесяти рабочих. Такие суда строились из дерева и были обычно двухпалубными: на верхней размещался ворот, а на нижней -- лошади. Скорость коноводных судов была небольшой, в среднем -- не более двадцати-тридцати вёрст за сутки. Однако коноводные суда были вдвое быстрее бурлацких.

В некоторых странах механизм коноводки делался в виде конвейера по которому шли лошади, оставаясь на месте.

К середине XIX века коноводные машины заменили суда, действовавшие по тому же принципу, но приводимые в движение не лошадьми, а паровой машиной. Такие пароходы по старинке называли  кабестанами.

Интересен тип судна, называемый туером. Общий принцип действия таков: судно движется по прямому участку реки вдоль цепи или троса, перематывая его. В настоящее время в составе речного флота России имеется всего один туер – дизель-электрический туер-буксир «Енисей». Более сорока лет он трудится на Казачинском пороге Енисея, проводя через пороги грузовые и пассажирские суда.

Кое-что о современном флоте: речном, морском и воздушном.

В 80-е годы ХХ века в составе Советского Дунайского пароходства, одного из крупнейших в Европе, помимо речного флота была и морская группа судов. Самые крупные из них – лихтеровозы. Длина их составляла 266 метров. Они принимали на борт 26 лихтеров. Лихтер – это несамоходная баржа в виде плавающего чемодана длиной около 40 метров, шириной – 10 и осадкой в 5 метров. Буксиры заводили лихтера в «чрево» лихтеровоза (стоящего в глубоководном порту Усть-Дунайск), а тот переправлял их дальше -- к устьям индийских рек, преодолевая моря-океаны.

Между советскими портами на Дунае курсировали быстроходные пассажирские суда на подводных крыльях. Они назывались «Ракетами», «Восходами», «Метеорами». Из Измаила до Килии, расстояние между которыми около пятидесяти километров, добраться можно было за минут сорок. «Кометы» выходили в море и следовали до Одессы.

В 50 – 80 годы ХХ столетия в этом же регионе имелось авиасообщение между некоторыми населёнными пунктами. Старенький ЛИ-2, перевозивший пассажиров на линии Измаил -- Одесса преодолевал две сотни километров за сорок минут. А Ан-2, прозванный в народе «Кукурузником», на линии Килия – Приморское -- Измаил, доставлял отдыхающих к морскому пляжу за 15 минут лётного времени. Расстояние между названными аэродромами: 30 -- 50 километров.

В современной России намечается строительство атомного ледокольного судна проекта 10510 «Лидер». По мощности своей такие ледоколы превзойдут нынешние российские (опять-таки, самые мощные в мире) -- раза в два. 163 тысячи лошадиных сил! Не коноводки прежнего времени… Если вообразить себе такое количество лошадей, запряжённых цугом (гуськом), то длина каравана растянется от Москвы до Санкт-Петербурга. Новые ледоколы сравнимы будут с небольшой электростанцией, способной обеспечить электроэнергией город с населением в 300 тысяч жителей. Они станут проламывать лёд толщиной до 5 метров! С вводом в эксплуатацию таких ледоколов, по Северному морскому пути станет возможной круглогодичная проводка крупнотоннажных судов. 

Многие эксперты в области экономики и транспорта полагают, что значение данного транспортного пути, соединяющего Китай и Европу, с годами будет только возрастать.

-----------  

Уважаемые читатели, новые материалы на сайте мы стараемся размещать, примерно, раз в месяц. Сообщайте друзьям своим, оставляйте ссылки на наше независимое издание в социальных сетях, на других интернет-ресурсах. Вместе мы -- сила!

Новые музыкальные ролики, не вошедшие в раздел «Музыкальная шкатулка», вы можете отыскать на канале Youtube.com – «Дунайская волна» dunvolna.org

https://www.youtube.com/channel/UCvVnq57yoAzFACIA1X3a-2g/videos?shelf_id=0&view=0&sort=dd

2019 год

Музыкальная шкатулка

Библиотека Статьи : История Литература : Главная :
Информационно-культурное электронное издание "Дунайская волна"© 2015  
Эл. почта: dunvolna@mail.ru