Дунайская волна
Главная : Литература : История Статьи : Библиотека
 

РУССКИЕ ПРИШЛИ…

Российский государственный флаг развевался в прошлом не только на Аляске,.. но и в Калифорнии, на иных свободных пространствах… Подаём ссылку на главу из фундаментального труда "История Русской Америки", в которой рассказывается история русско-гавайских отношений и авантюр по присоединению островов к Российской империи... http://america-xix.org.ru/library/articles-russian-america.html

Калифорнийские приключения Дмитрия Завалишина

Завалишин Дмитрий Иринархович -- морской офицер, публицист и мемуарист, декабрист из рода Завалишиных.

…Описываемые события заняли в бурной молодости Дмитрия Завалишина всего несколько месяцев, во время его нахождения в составе экипажа кругосветного фрегата «Крейсер», посещавшего в 1823 году Русскую Америку и Калифорнию. Обо всём, что произошло с ним за 79 дней, проведенные в Калифорнии зимой 1823-1824 годов, Завалишин рассказал в ходе следствия по делу декабристов и в своих статьях, написанных после амнистии 1856 года. Характеристику последнему типу источников дал российский исследователь истории Русской Калифорнии Алексей Истомин: «К воспоминаниям Завалишина необходимо относиться с большой осторожностью, учитывая не только возможные ошибки мемуариста, но прежде всего глубочайший и, как иногда считают, болезненный субъективизм Завалишина, склонного к преувеличению собственной роли. Вместе с тем, по нашим предварительным наблюдениям, Завалишин в своих текстах редко обманывает сознательно: искажение информации, как правило, происходит непроизвольно и, видимо, незаметно для самого автора».

Калифорния, по показаниям Завалишина, находилась в состоянии безначалия, не подчинялась Мексике и в то же время не считалась независимой. Сложившаяся ситуация позволила Завалишину всерьёз задуматься о добровольном присоединении этой мексиканской провинции к России.

Русский лейтенант стал готовить заговор с целью свержения Луиса Аргуэльо — президента «тайной хунты», управлявшей Калифорнией. Новый президент, по плану заговорщика, должен будет разрешить русское заселение Калифорнии и обратиться к Александру I с просьбой о принятии провинции в российское подданство.

Великолепно владея испанским языком, Завалишин нашёл среди монахов очень внимательных слушателей, которые в целом одобряли его замыслы, хотя и выражали опасение, что «Александр слишком занят, чтобы помнить о таком бедном уголке земли, как Калифорния».

Завалишин, представившийся в качестве «Великого магистра Ордена Восстановления», предложил своим калифорнийским «соратникам» вступить в «Орден», существовавший только в его воображении. Их реакция на предложение самозванного магистра неизвестна. Переписка, которую «магистр» вёл с «участниками» заговора была односторонней, каких-либо письменных ответов от своих адресатов Завалишин не получил. (А с «главным кандидатом» на пост президента Нориегой лично даже не встречался.)

Сложно сказать, чем закончилась бы авантюра с переворотом, если бы не внезапное отплытие фрегата «Крейсер» из Сан-Франциско в Русскую Америку. Оттуда Завалишин срочно отбыл в Санкт-Петербург на аудиенцию к императору.

В столице Дмитрий познакомился с адмиралом Николаем Мордвиновым, который рекомендовал калифорнийского фантазёра правителю канцелярии Главного правления Российско-американской компании (РАК) поэту Кондратию Рылееву. Идеи Завалишина оказали сильное впечатление на директоров РАК, которые самостоятельно изыскивали возможности закрепления русского присутствия в Калифорнии.

Завалишин с его связями и опытом общения в среде калифорнийцев виделся директорам идеальной кандидатурой на пост правителя конторы селения Росс. Сохранилась записка о колонии Росс, датированная 1825 годом, которую можно считать программным заявлением Завалишина по вопросу территориальной экспансии в Калифорнии. В записке предлагалось расширить русские владения от 42-й параллели до залива Сан-Франциско, а вглубь материка – до реки Сакраменто.

Главными проблемами русской экспансии Завалишин видел нехватку людей и медлительность в занятии новых мест. Первую проблему он предлагал решать за счёт крепостных крестьян, выкупленных РАК у бедных и малоземельных помещиков. Дмитрий предупреждал, что «места сии должны быть заняты «немедленно»,.. и ежели в самом скором времени… (колония) не будет основана, исчезает надежда, чтоб когда-либо можно сие было сделать».

В середине 1825 года Завалишин поступает на службу в РАК и начинает готовиться к исполнению своей новой должности, но встречает препятствие в лице императора, который не решился отпустить нового правителя в колонии, опасаясь, «чтобы какою-нибудь самовольною попыткою Завалишина привести в исполнение обширные его планы он не вовлёк Россию в столкновение с Англией и Соединенными Штатами». Завалишин остался в России. Выдержки из статьи: http://america-xix.org.ru/russkie/zavalishin.html

Русский король Андорры Борис I

Мало кто знает о том, что в недавнем прошлом западноевропейским государством Андорра управлял русский эмигрант Борис Скосырев, провозгласивший себя королем -- Борисом Первым... 
Сын разорившихся, а затем эмигрировавших из России дворян, которому в 1934-м исполнилось уже 38 лет... В письмах своим друзьям он сетовал, что, мол, у андоррцев "нет вожака, ... должной организации, да и программы дальнейших действий...". Вот и появилось искушение, что называется, заполнить сей вакуум… http://www.hrono.ru/statii/2002/rus_skip.html

Первоначально он представляет Генеральному Совету план осуществления реформ по превращению Андорры в зону с благоприятным фискальным режимом... 7 июля 1934 года повторно обращается к Генеральному Совету, предлагая также принять себя в качестве короля Андорры. И большинство членов Совета его поддерживают. Скосырев объявляет себя сувереном Андорры Борисом I (на основании того, что к президентам Франции якобы никогда не переходило королевское право суверенитета над Андоррой, и Борис исполняет именно функцию регента французского короля). Он пишет конституцию страны, которую печатает в местном информационном вестнике, а сотни экземпляров распространяет в виде листовок. Конституция вышла короткой — 17 пунктов, её суть сводилась к защите прав коренного населения, заботу о котором берёт на себя монарх. 8 июля Генеральный совет утвердил реформы Скосырева и признал его королём независимой Андорры.

В течение нескольких дней он правит, издавая весьма либеральные и прогрессивные, для своего времени, указы.  Епископ Утрехтский вначале благосклонно отнёсся к новоявленной монархии, однако отверг идею превращения Андорры в игорную зону. Скосырев на это объявляет войну епископу. «Война» закончилась тем, что епископ направил пять испанских гвардейцев и те взяли под арест Скосырева…

31 октября 1934 года испанский суд приговаривает бывшего монарха к одному году тюрьмы по обвинению в незаконном пересечении границы. Учитывая несколько месяцев уже проведенные Скосыревым в предварительном заключении, он вскоре освобождается и высылается в Португалию.

В конце 1935 года Скосырев переехал во Францию в город Сен-Канна, где жила его законная супруга. В архиве Андорры имеются его интервью сен-каннской газете в 1938 году.

7 октября 1939 года французские власти отправили Скосырева в лагерь в Ле-Верне в Пиренеях, где содержались «нежелательные иностранцы». В лагере Верне его видел А. Н. Рубакин, упомянувший об этом в своих воспоминаниях. В дальнейшем его следы теряются. Выдержки из статьи: 
http://ust-ilim.info/easyblog/entry/russkij-korol-andorry

Участие русских в Чакской войне 1932—1935 годов в Южной Америке

Чакская война произошла между Парагваем и Боливией за обладание частью области Гран-Чако.

В парагвайской армии служило 80 бывших белогвардейских офицеров, эмигрировавших из России, из них 2 генерала, 8 полковников, 4 подполковника, 13 майоров и 23 капитана. Генеральный штаб Парагвая возглавил генерал Иван Тимофеевич Беляев, бывший полковник российской армии.

Среди командования боливийской армии было 120 германских офицеров-эмигрантов, командующий боливийской армией Ганс Кундт, в частности.

Изначально перевес сил был на стороне Боливии -- по людским ресурсам она превосходила Парагвай примерно в 3,5 раза...

Ко времени подписания соглашения о прекращении огня в 1935 году Боливия потеряла убитыми 89.000 солдат, Парагвай -- 40.000, в плену оказалась почти вся боливийская армия -- 300.000 человек. В 1938 году был подписал Договор о мире, дружбе и границах, в соответствии с которым Парагвай сохранял за собой 3/4 территории Чако.

…Иван Тимофеевич Беляев родился в 1875 году в Санкт-Петербурге в семье потомственного военного, командующего 1-й лейб-гвардейской артиллерийской бригадой, Октябрьскую революцию встретил в звании генерал-майора, воевал в составе Добровольческой армии, эмигрировал -- сначала в Аргентину, потом в Парагвай, где сразу же смог устроиться в Военную школу Асунсьона преподавателем фортификации и французского языка. В октябре 1924 года по заданию министерства обороны был командирован в междуречье Парагвая и Пилеканойо… В результате 13 экспедиций, Беляев оставил обширное научное наследие, посвящённое географии, этнографии, климатологии и биологии этого края. Он изучил быт, культуру, языки и религии местных индейцев, составил первые словари: испанско-мокко и испанско-чамакоко.

Заслугой Беляева, неплохо знавшего прямолинейность тактики немецкого генерала Кундта и хорошо изучившего приёмы германской армии на полях первой мировой войны, следует признать определение направления и срока наступления боливийских войск. Генерал Кундт позднее заявил, что в Боливии он хотел опробовать новый метод атаки, использованный им на Восточном фронте. Однако эта тактика разбилась об оборону, построенную русскими для парагвайцев...

Вместе с ним в боях за свободу Парагвая участвовали другие русские. Среди них трое были начальниками штабов армий, один командовал дивизией, двенадцать - полками, а остальные -- батальонами, ротами, батареями: майор Корсаков, капитан Касьянов, капитаны Салазкин, Бутлеров, Дедов, Чирков, Ширкин, Высоколан, лейтенанты Малютин, Канонников, Ходолей, Владимир Орефьев-Серебряков, Александр Экштейн, лейтенанты братья Оранжереевы. Отдел картографии Генерального штаба возглавлял Николай Голдшмидт, в небе сражался бывший русский морской лётчик капитан Владимир Парфиненко.

...Николай Францевич Эрн -- выпускник Николаевской академии Генерального штаба. В 1915 г. -- начальник штаба 1-Кавказской дивизии. С 1916 года -- командир 18-го Драгунского Северского полка. В 1917 г. генерал-майор. В Добровольческой армии помощник дежурного генерала штаба Главнокомандующего. После эвакуации из Крыма состоял при штабе Главнокомандующего в Сремски Карловицы. С 1923 года жил в Парагвае. Преподавал в военной академии, генерал-лейтенант Парагвайской армии и представитель РОВСа в Парагвае.

Можно с уверенностью сказать, что только участие русских офицеров смогло превратить десятки тысяч мобилизованных неграмотных крестьян в настоящую армию. Со времён Чакской войны русская община занимает важное место в жизни страны, в честь отличившихся русских офицеров названы многие улицы Аунсьона и даже целые населённые пункты.

В 1954 году к власти в Парагвае пришёл генерал Альфредо Стресснер, правившей страной 34 года. Стресснер был сыном переселенца из Баварии, и Чакскую войну встретил в звании лейтенанта. Во время войны он служил вместе с русскими офицерами, видел их в деле, а в 1940-х года в звании подполковника служил в артиллерийском полку, которым командовал полковник Александр Андреев. Поскольку проводить свободное от службы время с подчиненными не полагалось, Стресснер вечерами бывал в гостях у своего командира, где они пили местный ром под захватывающие рассказы полковника Андреева о революции, Гражданской войне, скитаниях эмигрантов... В результате этих застолий Стресснер стал убеждённым антикоммунистом и столь же искренним другом русских эмигрантов -- в годы его крайне сурового правления парагвайские русские чувствовали себя в безопасности и продолжали играть немалую роль в жизни страны (например, крестник Андреева Игорь Флейшер стал в 1974 году заместителем министра промышленности), а сам диктатор со всей свитой приходил на похороны своих русских сослуживцев, задерживаясь на них намного дольше, чем этого требовал протокол. Выдержки из статьи Евгения Киселёва «Чакская война». http://commi.narod.ru/txt/ek/107.htm 

Форт-Росс -- это русское поселение на побережье Северной Калифорнии, основано в 1812 году Российско-Американской компанией для промысла и торговли пушниной. Крепость Росс была самым южным русским поселением в Северной Америке. На эти территории предъявляли права испанцы, индейцы племени кашайа-помо, которые, по некоторым данным, разрешили русским использовать землю для создания Росса за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги и несколько ниток бус...

К 1836 г. население составляло около 260 человек, большая часть которых жила на берегах реки Славянки. Здесь жили русские, алеуты, креолы, индейцы соседних племён, якуты, финны, шведы и даже полинезийцы. Многие индейцы и алеуты были крещены и хорошо владели русским языком. В 1841 году компания продала свою собственность…

Начальники крепости:

Иван Александрович Кусков (1812—1821)

Карл Юхан Шмидт (Карл Иванович Шмидт, 1821—1824)

Павел Иванович Шелихов (1824—1830)

Пётр Степанович Костромитинов (1830—1838)

Александр Гаврилович Ротчев (1838—1841)

---------- 

Уважаемые читатели, сообщайте друзьям своим, размещайте ссылки на наше независимое издание в социальных сетях, на других интернет-ресурсах, -- вместе мы -- сила! 

Новые музыкальные ролики, не вошедшие в раздел «Музыкальная шкатулка», вы можете отыскать на канале Youtube.com – «Дунайская волна» dunvolna.org

https://www.youtube.com/channel/UCvVnq57yoAzFACIA1X3a-2g/videos?shelf_id=0&view=0&sort=dd

2018 год

Музыкальная шкатулка

Библиотека Статьи : История Литература : Главная :
Информационно-культурное электронное издание "Дунайская волна"© 2015  
Эл. почта: dunvolna@mail.ru