Дунайская волна
Главная : Литература : История Статьи : Библиотека
 

ЗАГАДОЧНЫЕ ГАГАУЗЫ

Такое впечатление, будто бы Господь отодвинул облако над Бессарабией и высыпал на неё ведро разноцветных камней. Каждый камень -- это поселение людей, а цвет национальность. Вот и живут теперь в Придунавье рядом болгары, молдоване, липоване, гагаузы и прочие народы… И если происхождение на земле Бессарабии молдаван, болгар, липован и украинцев вполне объяснимо, то гагаузы. . .

Гагаузы, во многом загадочный народ. Не имея своей письменности, он сохранил в течение многих столетий свой язык, самобытный культурный уклад, довольно богатое народное творчество.

Попытка узнать происхождение гагаузов у самих гагаузов закончилась практически ничем. Представителей этого народа в Измаиле оказалось довольно много. Беседовать было с кем. Опросили человек двадцать. Многие пожимали плечами и говорили, что не знают. Несколько человек ответили, что это потомки пленных турок, которые приняли православие и Суворов их после штурма крепости Измаил пощадил и не убил. Были и такие, что говорили будто бы гагауз в переводе с турецкого -- предатель.

Ответить на вопрос, кто такие гагаузы, и дать разумное объяснение их происхождению пытались многие учёные. Но, тем не менее, в ранней этнической истории гагаузов по сей день много белых пятен, и вопрос о происхождении этого народа спорен. Тут тебе и огузы, и печенеги, и куманы, и турки-сельджуки, и половцы, и даже булгары, что на берегах Волги были. И прочее, и прочее, и прочее.

Самый известный из современных исследователей гагаузской этнографии Михаил Губогло, гагауз по происхождению, указал на существование двадцать одной версии о происхождении гагаузов. Эти версии весьма разнятся между собой.

Однако последние научные исследования в области этнической геномики опровергают все версии историков о происхождении гагаузов от тюркских племён, будь то сельджуки, печенеги, половцы или огузы, переселившихся на Балканы из Азии. В сравнительном исследовании генов тюркоязычных народов бывшего СССР, охватившем не только Волго-Уральский регион, но и Северный Кавказ, Среднюю Азию и Сибирь было обследовано более 8000 человек из 60 популяций. При этом было выявлено полное отсутствие у гагаузов «азиатских» линий митохондриальной ДНК. Т.е. гагаузы по своему происхождению -- европейцы. Поэтому, с учётом изложенного, более правильной представляется версия о происхождении гагаузов от фракийского племени каттаузов, выдвинутая некоторыми греческими исследователями.

Первое упоминание о каттаузах, которые жили в Добрудже, относится к III -- IV векам н.э. О каттаузах писали ещё Геродот и Птолемей. Упоминают о них и римские хроники, такие как Овидий и Плиний. Основным занятием каттаузов были скотоводство и земледелие. Они пережили набеги кочевых племён в эпоху Великого переселения народов, времена правления Рима, Византийской империи. Каттаузы выстояли и адаптировались к новым политическим и экономическим условиям. Утверждение христианства на Балканах затронуло и эллинизированных каттаузов. По окончании крестовых походов на территории нынешней Болгарии было образовано три княжества. В Тырновском и Видинском царствах население было в основном болгарским. В Добруджанском княжестве большую часть населения составляли каттаузы. Кроме них на этой территории проживали византийские греки, влахи, куманы и турки-сельджуки. Особого расцвета княжество достигло в годы правления Добротицы, который обосабливается от двух других болгарских княжеств и сближается с Византией. Флот Добротицы доминировал на Чёрном море и конкурировал в торговле с генуэзцами.

В 1394 году княжество каттаузов было завоёвано османами из-за отказа сына Добротицы Иванко участвовать в военной кампании османов против христианских Венгрии и Молдовы. Часть христианского населения княжества покинула свои земли, часть истреблена османами. Часть переселившихся оказались в Восточной Фракии, где каттаузы работали на полях султана и в благотворительных учреждениях его жены украинки Роксоланы.

После завоевания Константинополя османами в 1453 году каттаузы становятся частью христианского миллета. Со временем слово “каттауз” трансформировалось в “гагауз”. А так как гагаузы проживали среди османских турков, постепенно забыли свой язык и стали говорить по-турецки. Характерно, что гагаузский язык похож на язык балканских османов, а не на язык османов Малой Азии.  В Буджак (Бессарабию) гагаузы массово переселились со своей исторической родины Добруджи, что на Балканах, во второй половине XVIII --  начале XIX века, спасаясь от османского ига. Кстати. Предатель по-турецки – «хваин». Ничего общего со словом “гагауз”.

Вывод. Гагаузы -- это гордый, трудолюбивый народ, имеющий свою давнюю историю, обычаи и богатые культурные традиции.

Влалимир Паращин, https://proza.ru/2018/03/06/1204

От редакции:

Напечатано с незначительными сокращениями и уточнениями. Некоторые утверждения автора -- спорные. В частности, «украинка Роксолана», жившая в 16 столетии, украинкой быть не могла, поскольку знать ничего не знала про «украинцев», и даже слыхом не слыхивала. Сама нация в те времена не «отпочковалась» ещё от общерусского древа исторического, питаемого от руських, восточно-славянских корней. На «Дунайской волне» много статей, затрагивающих «украинский вопрос», есть сведения о Руси княжеской...

Во всемирной сети имеются ссылки на литературу и источники, повествующие о «Роксолане» (Хюррем). Венецианский посол Бернардо Наваджеро называл Хюррем русской: «[donna] … di nazione russa». Другой венецианский посол — Джованни Баттиста Тревизано — называл её «султаншей из России»: «Sultana, ch’è di Russia». Венецианский военачальник Маркантонио Брагадино также называл Хюррем русской: «donna di nazion russa».

Михалон Литвин, бывший в середине XVI века послом Великого княжества Литовского в Крымском ханстве, в своём сочинении 1548—1551 годов «О нравах татар, литовцев и москвитян» (лат. De moribus tartarorum, lituanorum et moscorum) упоминает про «любимейшую жену нынешнего турецкого императора»

Некоторые источники:

Смирнов Н. А. Россия и Турция в XVI—XVII вв. Т. 1. — М.: МГУ, 1946 

Sabah (Турция): откуда родом Хюррем Султан, покорившая сердце Сулеймана Великолепного? https://inosmi.ru/social/20190223/244635071.html

Yermolenko G. Roxolana: «The Greatest Empresse of the East». — P. 234.

Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян / Пер. А. Л. Хорошевич. — М., 1994

-----------  

Уважаемые читатели, наш сайт «переехал» на новый адрес:  DUNVOLNA.RU Внесите у себя, пожалуйста, необходимые исправления. Новые материалы на сайте мы стараемся размещать, примерно, раз в месяц.

Новые музыкальные ролики, не вошедшие в раздел «Музыкальная шкатулка», вы можете отыскать на канале Youtube.com – «Дунайская волна» https://www.youtube.com/channel/UCvVnq57yoAzFACIA1X3a-2g/videos?shelf_id=0&view=0&sort=dd

2020 год

Музыкальная шкатулка

Библиотека Статьи : История Литература : Главная :
Информационно-культурное электронное издание "Дунайская волна"© 2015  
Эл. почта: dunvolna@mail.ru